Консультация
для родителей: «Гиперактивный ребёнок»
Большинство специалистов-психологов выделяют следующие признаки
гиперактивности:
·
Ребенок находится в постоянном движении,
ему крайне сложно себя контролировать, то есть даже если малыш устал, он
продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
·
Для такого малыша характерны резкие смены
настроения. Часто бросается на пол, у него так называемая "сухая"
истерика – только крик, без слез. Успокоить ребенка в этот момент практически
невозможно.
·
Ребенок быстро и много говорит, глотает слова,
перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает
ответы на них, часто убегает или отвлекается.
·
Часто не реагирует на обращение взрослого,
хотя и слышит его.
·
Ребенку сложно доводить до конца начатое
им дело, даже если оно ему интересно.
·
Ребенка невозможно вовремя уложить спать,
а если малыш все-таки заснул, то спит урывками, беспокойно, часто с криком
просыпаясь посреди сна.
·
У гиперактивных детей часто имеются
кишечные расстройства (запоры или диарея). Не редки всевозможные аллергии.
·
Основная жалоба родителей таких детей –
это то, что ребенок - неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты и
ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет
себя одинаково активно.
·
Гиперактивный ребенок часто провоцирует
конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем
пускает в ход подручные средства: палки, камни, другие опасные предметы.
Для
гиперактивного ребенка характерны следующие общие черты:
невнимательность, сверхактивность (вербальная,
двигательная, умственная) и импульсивность.
Если в возрасте
до 7 лет проявляются 8 из перечисленных моментов, требуется консультация
специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с психологом, а потом уже
обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с
различными органическими заболеваниями, а также с темпераментом холерика.
При взаимодействии с гиперактивными детьми родители,
как правило, испытывают много трудностей.
Одни пытаются жесткими мерами бороться с
"непослушанием" ребенка, усиливают дисциплинарные способы
воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший
проступок, вводят жесткую систему запретов.
Другие, устав от бесконечной борьбы с ребенком,
опускают руки, стараются не обращать внимания на его поведение и предоставляют
ему полную свободу действий, тем самым лишая ребенка необходимой поддержки.
Третьи, слыша в детском саду, и в школе, и в других
общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка,
начинают винить себя в том, что он такой, вплоть до отчаяния и депрессии (что,
в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка).
Однако во всех вышеперечисленных случаях родители
неспособны выработать последовательную оптимальную линию поведения в отношениях
с ребенком, поэтому их действия мало эффективны.
Основными ошибками взрослых при воспитании
гиперактивного ребенка являются:
·
Недостаток эмоционального внимания,
подменяемого физиологическим уходом.
·
Недостаток твердости и контроля
воспитания.
·
Неумение воспитать навыки управления
гневом, так как чаще всего сами не обладают этим навыком.
С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с таким ребенком учебное задание, желательно избегать как криков и приказаний, так и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона.
Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и
восприимчивым, скорее всего, быстро присоединиться к настроению взрослого.
Родительские эмоции захлестнут его и станут препятствием
для эффективных действий.
Соблюдение дома четкого распорядка дня – еще одно из
важнейших условий продуктивного взаимодействия с гиперактивным ребенком.
И прием пищи, и прогулки, и выполнения домашних
заданий необходимо осуществлять в одно и тоже привычное для ребенка время.
Чтобы предотвратить перевозбуждение, ребенок должен
ложиться спать в строго определенное время, причем продолжительность сна должна
быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае родители
определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).
По-возможности надо оградить гиперактивного ребенка от
длительных занятий на компьютере, и от просмотра телевизионных передач,
особенно способствующих эмоциональному возбуждению.
Гиперактивному ребенку полезны спокойные прогулки
перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно поговорить с
ребенком наедине, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг
помогут ребенку успокоиться.
Родителям гиперактивных детей необходимо, в первую
очередь, сосредоточить усилия на том, чтобы сгладить напряжение и дать ребенку
возможность реализовать его потребности.
Как правило,
ребенок проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени, оставаясь
один на один со взрослым, особенно в том случае, когда между ними налажен
хороший эмоциональный контакт.
Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они
начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то
образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности.
Неоценимую помощь гиперактивному ребенку оказывают
релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, очень полезен
массаж. Они помогают ребенку лучше осознавать свое тело, а также контролировать
двигательную активность.
Ну и самое главное - гиперактивным детям особенно
необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.
Ребенку жизненно важно знать и чувствовать, что мама и
папа любят его таким, какой он есть, независимо от его поведения и поступков
Комментариев нет:
Отправить комментарий